Причины плохой успеваемости у детей. Объясняет детский психолог (Текстильщики).

Очень частой причиной для обращения родителей к детскому психологу является успеваемость ребенка в школе. А еще точнее, проблема, выражается практически всегда одной и той же фразой: «Понимаете, он (она) совершенно не хочет учиться!»
Родители, как правило, уверены, что если бы он вот прямо сейчас «захотел», «взялся», «не ленился» и т. д., то все с учебой было бы нормально или даже очень хорошо. И приходят, и просят: «Ну, скажите хоть вы ему, что надо учиться! А то он (она) уже ни нас, ни учителей не слушает!»

То есть получается, что ребенку надо просто что-то такое сказать или объяснить (ничего не меняя) и он — р-раз! — и захочет учиться! И сделать это может незнакомый человек – детский психолог, например. Волшебство, да и только!

Если бы существовал такой волшебный способ, проблема неуспеваемости была бы решена.

Однако нежелание учиться, снижение успеваемости – это только симптом, а причины могут быть совершенно разными. Только определив корень проблемы, специалист может начать работу по налаживанию ситуации. Я, как практикующий детский психолог в районе Текстильщики, могу быть полезна жителям юго-востока Москвы.

Плохая успеваемость может возникнуть из-за проблем со здоровьем. Мешать нормальному обучению могут нарушения слуха, зрения, частые простуды. Такие заболевания препятствуют полноценному освоению информации, а частые пропуски занятий по болезни усугубляют отставание. Трудности с развитием познавательных процессов (памяти, внимания, воображения, мышления), наличие синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) затрудняют школьное обучение, влияют на самооценку и мотивацию к учебе. Здесь необходим комплексный поход. Наряду с репетиторами, помогающими освоить программу и развить определенные навыки и мозговые функции, подростковый психолог преодолевает вместе с ребенком его эмоциональные трудности, способствует развитию уверенности в себе и умению получать удовлетворение от учебы.

Подростковый психолог, Текстильщики – каждодневная практика и её результаты

Проблема отношений с учителями является частым негативным фактором. Конфликт с учителем провоцирует страхи и отвращение к обучению. Важно деликатно решать проблему. Даже если родители пришли к пониманию с педагогом, то, чтобы убрать негативный шлейф из сознания ребенка, требуется дополнительная работа детского психолога.

Если ребенок имеет конфликты со сверстниками в школе, то неблагоприятный эмоциональный фон плохо сказывается на желании  учиться, а сама школа вызывает неприятные ожидания. Сложности в общении с одноклассниками не дают полноценно включиться в учебный процесс. Здесь важна работа с подростковым психологом по изменению взглядов и установок ребенка на общение, по поднятию самооценки, развитию умения предъявить себя в коллективе. Также, в случае буллинга (травли), потребуется участие школьного психолога и классного руководителя.

Снижение успеваемости может быть обусловлено проблемами отношений с родителями: завышенные требования, чрезмерная критичность родителей сказывается на самооценке ребенка, он уже не верит в свои силы. Возникает нежелание учиться, «лень», что подстегивает разочарование родителей, проблема нарастает, как снежный ком. Без перестройки позиции родителей в таком случае не обойтись. Родителям необходимо ставить перед ребёнком конкретные, реальные цели, подумать, почему им так важно, чтобы сын или дочка были отличниками или хорошистами? Как это связано с их личными успехами и поражениями? Подходит ли ребенку эта школа, эта программа, этот учитель? Важно разглядеть в ребенке его способности, его интересы, подобрать то, что подойдет именно ему, а не будет только соотноситься с мечтами родителей.

Часто дети учатся только для того, чтобы «родители не ругали», «отпустили погулять», «купили что-нибудь новое» и т.п. Причем родители порой сами провоцируют такое отношение к учению, обращая внимание только на отметки ребенка. Ценность знаний, обучения как такового не прививаются, а ориентация на материальное подкрепление в любой момент может дать сбой. Тут требуется кропотливая совместная психолога с родителями работа по созданию мотивации у ребенка исходя из его наклонностей и интересов.

Психолог для подростка (Текстильщики). Как достичь поставленной цели.

В разном возрасте «лень» в учебе вызвана разными причинами. В начальной школе она может возникнуть из-за изначальной психологической неготовности ребенка к школе: несформированного интереса и потребности к обучению, неумения подчинять свое поведение правилам, неумения выражать свои эмоции. В подростковом возрасте учебная мотивация страдает из-за большого количества других задач физиологической и психологической перестройки.

Различные обстоятельства, стрессы могут помешать хорошей учебе ребенка: ревность к сестре или брату, либо обратное – сильное волнение за него; скандалы в семье, развод родителей, потеря близкого человека; перенесенная травма, операция, авария; различные страхи (ночные, страхи животных, страх выступать перед классом); переезд, смена места жительства и школы и др. Родители приходят к психологу для подростков с вопросом плохой успеваемости, когда уже не замечать её невозможно, тогда как проблемы копились уже давно и наворачивались, как снежный ком. Причина появившейся «лени», скорее не одна, а целый комплекс. Разглядеть корни проблемы, изменить психологическое состояние ребенка, обстоятельства, его окружающие, создать мотивацию к обучению я, как подростковый психолог, могу только в сотрудничестве с родителями и самим ребенком.

Детский психолог Текстильщики
Детский психолог Текстильщики
Понравилась статья? Поделись!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *